Левенталь Валерий Яковлевич

Русский театральный художник. Народный художник СССР (1989). Родился 17 августа 1938 в Москве. В 1956–1962 учился на факультете изобразительного оформления фильма во ВГИКе. В 1963 дебютировал как театральный художник спектаклями «Мать своих детей» А.Афиногенова в театре им. Ермоловой и «Хари Янош» З.Кодаи в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. С 1965 работал художником-постановщиком в Большом театре (в 1988–1995 гг. главный художник).

Работу в МХАТе начал спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся» в 1979, оформив его в гиперреалистическом стиле: для пьесы А.Гельмана Левенталь соорудил на поворотном круге сцены на Тверском бульваре натуральный вагон пассажирского поезда и натуральный тепловоз. Так началось его многолетнее и плодотворное сотрудничество с О.Н.Ефремовым. Левенталь был художником таких спектаклей, как «Скамейка» (1984) и «Чокнутая» (1986) Гельмана, «Перламутровая Зинаида» М.Рощина (1987), «Московский хор» Л.Петрушевской (1988), «Варвары» М.Горького (1989).

Наибольшей удачей стал цикл работ по чеховским пьесам. Так, в «Чайке» (1980) Левенталь воспользовался средствами театральной живописи: система тюлевых занавесей, задник с мерцающими «дышащими» цветовыми пятнами, сложная световая партитура создавали атмосферу колдовского озера. Единственный конструктивный элемент декорации – беседка в стиле ампир, то приближающаяся к краю сцены, то уезжающая в глубину.

Левенталь поддерживает постоянный творческий контакт с Музыкальным театром им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Помимо театральных работ Левенталь постоянно и много занимается станковой живописью (натюрморты, портреты).

В.Я.Левенталь награжден Орденом Кирилла и Мефодия 2-й степени (Болгария) (1976), Серебряной медалью Академии художеств СССР (1978), Государственной премией РФ (1995).

В 2006 году В.Я.Левенталь стал лауреатом приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет».

Система комментирования SigComments