Блистательные любовники

Балет-комедия

Автор либретто и балетмейстер Ж.-Б. Мольер. Первое представление: Париж, 7 февраля 1670 г.

Действующие лица.

Боги и божества. Эрифила, принцесса. Три принца. Калиста, пастушка. Три пастуха. Секироносцы. Наездники. Рабы.

Пролог.

Сцена открывается под приятные звуки инструментальной музыки и представляет взору широкое море, ограниченное восемью большими скалами — по четыре с каждой стороны; на вершинах скал, в виде божеств, при соответствующих атрибутах,— восемь рек. У подножия каждой скалы — по двенадцать тритонов, посреди моря — четыре амура на дельфинах, а за ними — бог Эол, поднимающийся над волнами на маленьком облаке. Эол приказывает ветрам усилиться, и пока амуры, тритоны и реки отвечают ему, из воды поднимается остров. Восемь искателей жемчуга и кораллов выходят с добычей из морской глубины и после красивого танца располагаются на скалах, ниже рек. Музыка возвещает появление Нептуна. Искатели, тритоны и реки аккомпанируют танцу бога и его свиты. Нептун объявляет, что он самый могущественный из богов. Ему подвластно затопить стремительной волною не только Царство, но и весь мир!

Действие 1.

Два принца, чтобы блеснуть в глазах юной Эрифилы и получить ее руку, пытаются привлечь ее внимание, разыгрывая пасторали и пантомимы. Они предлагают принцессе и ее двору посмотреть спектакль…В этом «спектакле в спектакле» рассказывается история о трех пастухах, влюбленных в одну пастушку, и эта вторичная интрига —точное отражение главной, которая, в свою очередь, отражает реальную придворную интригу. И что представляют три пастуха прекрасной Калисте? Маленькое любовное приключение, где с легкостью разрешаются трудные вопросы сердечных стремлений. В нескольких интермедиях танцоры и мимы изображают фавнов, дриад, статуй, отплясывающих с факелами. В пятой интермедии четыре пантомима, показывая свое искусство, изображают в танцах и жестах тревожное настроение юной принцессы. Шестая интермедия представляет праздник пиррических игр и содержит четыре балетных выхода. В первом выходе шесть секироносцев принимают позы людей, упражняющих свою силу. Во втором шесть наездников размеренными движениями показывают свою ловкость на деревянных лошадях. В третьем танцуют двенадцать рабов, радующихся, что их отпускают на волю.

Четвертый выход был гран-балетом, который открывал король в костюме Аполлона — Солнца. Шестеро юношей начинают танцевать с Аполлоном во главе героический танец. К ним присоединяются все остальные участники интермедии. В финале звучат славословия Аполлону, которые начинает он сам.

Система комментирования SigComments