Пламя Парижа

Балет в четырех действиях

Либретто Н. Волкова и В. Дмитриева (по мотивам хроники Ф. Гра «Марсельцы»). Балетмейстер В. Вайнонен.

Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 6 ноября 1932 г.

Действующие лица: Гаспар, крестьянин. Жанна и Пьер, его дети. Филипп и Жером, марсельцы. Маркиз Коста де Борегар. Граф Жоффруа, его сын. Управляющий имением маркиза. Мирейль де Пуатье, актриса. Антуан Мистраль, актер. Амур, актриса придворного театра. Король Людовик XVI. Королева Мария-Антуанетта. Церемониймейстер. Оратор-якобинец. Сержант национальной гвардии. Марсельцы, парижане, придворные, дамы. Офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.

Действие первое

Картина первая. В лесу, недалеко от Марселя, кре­стьяне собирают хворост. Среди крестьян — Гаспар с до­черью Жанной и сыном Пьером. Через лес проходит бата­льон марсельских добровольцев, направляющихся в Па­риж.

Слышны звуки приближающейся охоты. Крестьяне испуганы: это охотится в своих лесах сын маркиза, владель­ца этих земель,— молодой офицер граф Жоффруа. Появ­ляются охотники, за ними граф. Увидев Жанну, он пытается ее обнять. Жанна резко отталкивает графа. Гаспар броса­ется защитить свою дочь, но егеря — слуги графа — изби­вают, а затем уводят с собой старого крестьянина.

Дети Гаспара Пьер и Жанна призывают крестьян рас­правиться с маркизом, и возмущенная толпа идет на при­ступ замка.

Картина вторая. Площадь Марселя. Недалеко тюрь­ма. Егеря ведут арестованного Гаспара.

Жанна рассказывает крестьянам, за что отца отправ­ляют в тюрьму. Народ возмущен.

Слышен шум приближающейся толпы. Они зовут кре­стьян объединиться с ними и идти защищать революцию. Крестьяне записываются в отряд. Пьер и Жанна просят марсельцев взять их с собой. Звучит «Марсельеза». С пес­ней батальон выступает в поход.

Действие второе

Версаль. Зал придворного оперного театра. На сцене интермедия под названием «Армида». Роли исполняют артисты придворного балета: Армида — Мирейль де Пуатье, ее пленник — Антуан Мистраль.

После спектакля начинается банкет. Офицеры востор­женно встречают их и клянутся в верности. Они топчут трехцветное знамя революции и срывают с себя трехцветные повязки, заменяя их бурбонскими кокардами с белы­ми лилиями. Король с королевой удаляются.

Группа офицеров решает составить письмо в Кобленц эмигрантам-роялистам о планах разгрома революции. Письмо должен отвезти граф Жоффруа.

Появляются актеры Мирейль де Пуатье и Антуан Мистраль. Граф Жоффруа приглашает Мирейль танцевать. Антуан находит на столе забытое графом письмо, читает его и хочет спрятать. Но граф отнимает письмо и, боясь разглашения тайны, убивает актера. Актриса скорбно склоняется над телом своего товарища.

Граф прячет пакет на груди и уходит. Мирейль неко­торое время смотрит вслед уходящему, а затем, увидев растоптанное офицерами трехцветное знамя, поднимает его и уходит из дворца.

Действие третье

Картина первая. Париж. Площадь, где расположи­лись отряды добровольцев. Сюда же приходят марсельцы. Их радостно приветствуют. Площадь заполняется рабочи­ми, ремесленниками во главе с якобинцами. Демонстрация молодежи несет чучела короля и королевы. Вбегает Мирейль де Пуатье. Она рассказывает о заговоре против революции.

Через площадь проходят офицеры и придворные. Сре­ди них — сын маркиза. Актриса требует, чтобы его аресто­вали. Ей удается выхватить спрятанный им пакет. Марсель­цы и крестьяне окружают Жоффруа и уводят.

Выступают ораторы. Под звуки песни «Са ira» толпа движется на штурм королевского дворца.

Картина вторая. Дворец Тюильри. Придворные и стража в ожидании надвигающихся событий. Все громче доносятся звуки «Са ira». Раздаются выстрелы. Во дворец врываются марсельцы. Бой завязывается на парадной лест­нице. Во время схватки на Жанну нападает маркиз. Пьер, защищая сестру, убивает его. Бой кончается победой наро­да. Марсельцы срывают висящий портрет Людовика XVI, топчут его. Толпа ликует.

Действие четвертое

Картина первая. Марсово поле. Звучат революцион­ные песни, народ веселится, празднуя победу. Члены кон­вента и правительства заполняют трибуны. В праздничном представлении «Триумф победы Республики» актриса Ми­рейль де Пуатье исполняет роль богини Победы.

Картина вторая. Та же площадь вечером. За столи­ками, освещенными фонарями, сидят парижане, марсель­цы, рабочие, крестьяне. Народный бал завершается карманьолой.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments