Власов Владимир Александрович

Родился 25 декабря 1902 г. (7 января 1903 г.) в Мос­кве.

В 1929 г. окончил Московскую консерваторию по клас­су скрипки у А. Ямпольского, по классу композиции у Г. Ка-туара и Н. Жиляева.

В 1926—1936 гг. Власов работал как композитор и дирижер МХАТ-2, в 1936—1942 гг.— в Киргизии, где совместно с В. Фере и А. Малдыбаевым стал создателем киргизского профессионального музыкального театра.

В 1943 —1949 гг.— директор и художественный руко­водитель Московской филармонии. Автор первых киргиз­ских опер: «Лунная красавица» (1939), «За счастье народа» (1941), «Сын народа» (1947), «На берегах Иссык-Куля» (1951), «Токтогул» (1958, все — совместно с А. Малдыбаевым и В. Фере), а также первых киргизских национальных ба­летов: «Анар» (1940), «Селькинчек» («Качели», 1943), «Вес­на в Ала-Тоо» (1955, все — совместно с В. Фере), «Асель» (по мотивам повести «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айт­матова, 1967), «Сотворение Евы» (1968), «Принцесса и са­пожник» (1970). Его творчеству принадлежат оперы «Ведь­ма» (1965), «За час до рассвета» (1967), «Золотая девушка» (1972), «Фрулуе» (1984), оперетта «Пять миллионов фран­ков» (1965), симфонические произведения, оратории.

Среди сочинений Владимира Власова, написанных для музыкального те­атра, особое место занимает «Анар» — первый киргизский балет, в котором широко использованы народные песни, танцы, игры.

В отличие от «Анара», в балете «Асель» композитор не ставил перед собой задачи непосредственного обращения к фольклору, а обращался к этнографическим материалам и народной музыке, по его выражению, «лишь намеками». И тем не менее музыка «Асели» несет на себе отчетливую печать национального своеобразия.

Система комментирования SigComments