Фокин Михаил Михайлович

В созданном мною искусстве, в котором родилась школа русского современного балета, я искал технику и средства выражения, неповторимые для каждого спектакля. Чтобы понять мысль, которая лежит в основе старинного балета, надо прочитать или либретто, или статьи, где этот балет комментируют какие-либо специалисты.

Мне казалось, что тела танцовщиков должны говорить сами за себя, выражая содержание без помощи либретто. Со времени моих дебютов в балете я старался мою работу в области танца сделать понятной без предварительной подготовки как изысканному эстету, так и чувствующему красоту человеку из народа.

Краткая хронология творчества М.М.Фокина:

С 1889 по 1898 - учился в Петербургском театральном училище (педагоги А. Ширяев, П. Гердт, Н. Легат).

С 1898 - в Мариинском театре. Дебютировал в балете "Раймонда".
Михаил Фокин исполнил множество партий классического репертуара ("Спящая красавица" — Фортюне и Дезире, "Пахита" - Люсьен, "Дон Кихот" - Базиль, "Баядерка" - Солор, "Раймонда" - Жан де Бриен, "Лебединое озеро" — Зигфрид и другие) и главные партии в собственных постановках "Павильон Армиды", "Египетские ночи", "Шопениана", "Шехеразада", "Карнавал", "Прелюды" и прочих.

В 1901 -1911 — преподавал в Петербургском театральном училище.

В 1905 - дебютировал как балетмейстер в Петербургском театральном училище ("Ацис и Галатея" А.Кадлеца).

В 1907 — дебютировал как балетмейстер в Мариинском театре ("Эвника" Н.Щербачева. Исполнители: М.Кшесинская, А.Павлова, П.Гердт, Ю.Седова). Поставил здесь около тридцати концертных программ и балетов.

В 1909 -1912 и 1914 - Фокин был балетмейстером и танцовщиком "Русских сезонов".
Поставил балеты: "Павильон Армиды", "Клеопатра" ("Египетские ночи"), "Сильфиды" ("Шопениана"), "Шехеразада", "Карнавал", дивертисмент "Пир", "Жар-птица", "Нарцисс", "Подводное царство" из оперы "Садко", "Петрушка", "Синий бог", "Дафнис и Хлоя", "Легенда об Иосифе", "Золотой петушок", "Мидас".

С 1921 — Михаил Фокин жил в США. Поставил балеты: "Сон маркизы", "Громовая птица", "Пленница шайтана", "Русские игрушки", "Шемаханская царица", "Птица феникс", "Приключения Арлекина", "Бессмертный Пьеро", "Эльфы", "Медуза".

В 1923 -1942 - руководил собственной студией в Нью-Йорке.

В 1934-1935 — Михаил Фокин работал в парижской Национальной Опере ("Семирамида", "Диана де Пуатье", "Болеро", "Вальс"), в Опере-комик ("Психея", "Мефисто-вальс").

В 1936 —1939 - Михаил Фокин работал в Милане ("Любовь к трем апельсинам"), Монте-Карло ("Испытание любви"), Лондоне ("Дон Жуан", "Стихии", "Золотой петушок", "Золушка", "Паганини", "Синяя борода").

23 января 1942 — премьера балета "Русский солдат" на музыку С.Прокофьева, последнего спектакля Фокина.

Основные постановки М.М.Фокина:

ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ
Балет в одном акте.
Музыка Александра Бородина (балетный фрагмент из оперы "Князь Игорь").
Декорации и костюмы Николая Рериха.
Премьера: 19 мая 1909, "Русские сезоны", театр Шатле, Париж.
Первые исполнители: Адольф Больм, Софья Федорова, Елена Смирнова.

ШЕХЕРЕЗАДА
Хореографическая драма в одном акте.
Музыка Николая Римского-Корсакова (симфоническая сюита "Шехерезада").
Сценарий по мотивам арабских сказок Льва Бакста и Михаила Фокина.
Декорации и костюмы Льва Бакста.
Премьера: 4 июня 1910, " Русские сезоны ", Национальная Опера, Париж.
Первые исполнители: Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Алексей Булгаков.

ВИДЕНИЕ РОЗЫ (LE SPECTRE DE LA ROSE)Хореографическая картинка.
Музыка Карла Марии фон Вебера, пьеса для фортепиано "Приглашение к танцу", оркестровка Гектора Берлиоза.
Идея Жана-Луи Водуайе по стихотворению Теофиля Готье, сценарий Михаила Фокина.
Декорации и костюмы Льва Бакста.
Премьера: 19 апреля 1911, "Русский балет Сергея Дягилева", Монте-Карло.
Первые исполнители: Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский.

ЛЕБЕДЬ
Хореографическая композиция Михаила Фокина.
Музыка Камиля Сен-Санса (из сюиты "Карнавал животных").
Премьера: 22 декабря 1907, Мариинский театр, Санкт-Петербург.
Первая исполнительница: Анна Павлова.

ШОПЕНИАНА (СИЛЬФИДЫ)
Хореографическая композиция в одном акте.
Музыка Фредерика Шопена, сюита из пьес для фортепиано, оркестровка Александра Глазунова и Мориса Келлера.
Сценарий Михаила Фокина.
Премьера: 8 марта 1908, Мариинский театр, Санкт-Петербург.
Первые исполнители: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская, Вацлав Нижинский.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments