Петров Андрей Борисович

Народный артист России, профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», академик.

Андрей Петров принадлежит к известной московской балетной династии танцовщиков, педагогов, хореографов. Окончив в 1965 году Московское хореографическое училище (педагог Г.Евдокимов), будущий балетмейстер более двух десятилетий выступал на сцене Большого театра, в его репертуар входило около пятидесяти сольных партий. Среди них — Кот в сапогах и Каталабют в «Спящей красавице», Лоренцо («Ромео и Джульетта»), сеньор Помидор («Чиполлино»), Ганс («Жизель») и др. Его танцы отличались галантностью, темпераментностью. В 1977 году оканчивает балетмейстерский факультет ГИТИСа ( педагоги Р.В.Захаров, Е.Я.Чанга). Но самая хорошая школа для будущего балетмейстера работа с Ю.Г.Григоровичем. В труппе театра молодой артист выступал в его спектаклях, участвовал в проводимых им репетициях, смотрел, как работает мастер, от этого родилось в нём желание попробовать сочинять самому.

Работая под руководством Юрия Григоровича Андрей Петров с тех пор и до наших дней остаётся его единомышленником и последователем, что уже проявилось в его первых постановках 70-80-хх годов в балете «Калина красная» (на музыку Е.Светланова), философской притче «Деревянный принц» Б.Бартока, романтической хореографической новелле «Рыцарь печального образа» (на музыку Р.Штрауса), сатирическом действе «Эскизы», созданном в сотрудничестве с композитором А. Шнитке и дирижером Г. Рождественским. Эти произведения отличают тщательно выстроенная хореографическая драматургия, опирающаяся на музыкальную, рельефно «прорисованные» средствами танцевальной образности характеры персонажей, вдумчивая, внимательная работа с актером. Своеобразие пластического мышления Петрова, его стремление постичь философию музыкального сочинения, её идейно-нравственную проблематику привлекло к нему внимание оперных режиссёров. Он ставит танцы в операх «Революцией призванный» («Лениниана»), «Ифигения в Авлиде», «Млада»...

В 1986 году он выпускает два спектакля «Двенадцать стульев» (музыка Г.Гладкова) в Челябинском театре оперы и балета имени М.И.Глинки и «Тимур и его команда» (музыка ВАгафонникова) в Московском хореографическом училище (совместно с Большим театром), а в 1983-м и 1987-м — Эскизы» и «Весеннюю сказку» (на музыку П.Чайковского) в Софийской опере. Этот период жизни Андрея Петрова можно охарактеризовать как период накопления мастерства и творческого опыта.

К созданию театра «Кремлёвский балет» Андрей Петров подошёл, как художник, имевший четкую, сложившуюся концепцию деятельности будущего театрального организма. «Наш театр — не театр одного хореографа, — скажет он позже. — В репертуаре не только мои спектакли. И мы, естественно, восстанавливаем классику. Это одна из важных линий нашего театра». Действительно в «Кремлевском театре» ставил Владимир Васильев («Золушка» С.Прокофьева и «Дон Кихот» Л.Минкуса); так же труппы работала с Юрием Григоровичем над возрождением его знаменитых прокофьевских полотен — «Ромео и Джульетта» и «Иван Грозный».

Спектакли самого Петрова можно разделить на две группы — оригинальные сочинения («Руслан и Людмила», «Наполеон Бонапарт», «Том Сойер», «Зевс», «Невский проспект», «Фантастическая симфония», «Катя и принц Сиама») и шедевры наследия в его редакции — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Коппелия», «Жизель»...

«Руслан и Людмила» композитор Вячеслав Агафонников. ( по партитуре знаменитой оперы Глинки).

Родившееся на основе музыки сценическое полотно увлекает своей праздничной национальной атмосферой, яркими пластическими красками, своеобразной сказочностью танцев, костюмов, декораций. Герои Пушкина и Глинки словно обрели «второе» дыхание, их характеры будто «повернулись» к зрителю своими новыми гранями, обогатились дополнительными оттенками и штрихами. Зрители полюбили балет, который живёт на сцене уже второе десятилетие.

Иная эмоциональная тональность свойственна эпопее «Наполеон Бонапарт» ( музыку к балету «Наполеон Бонапарт» написал по предложению А.Петрова Тихон Хренников). Жизнь человека-гиганта, его становление как личности, его восхождение к власти, его триумфы и падение заинтересовали хореографа своей психологической загадочностью — как рос диктатор, что помогло ему стать такой знаковой фигурой в истории, его личная жизнь... Задачи перед собой хореограф поставил глобальные. Возможно, спектакль не отвечает на все вопросы, но многое в его решении помогает зрителю взглянуть на образ Наполеона Бонапарта с разных точек зрения. Не случайно заглавную роль он поручает трём исполнителям, которые рисуют нам его портрет в юности, в период славы и побед, наконец, поверженного.

Детский балет «Том Сойер» (музыка П.Овсянникова) затягивал зрителей, заполняющих зал Кремлёвского Дворца, включаються в «игру в Тома Сойера», затеянную артистами на сцене. Постановщик и артисты сумели сохранить и передать ту исполненную тёплого юмора интонацию, с какой Марк Твен говорит о приключениях своих героев, и «приблизить» персонажей и события, о которых рассказывает писатель, к дням сегодняшним, сделать их интересными современному зрителю.

Ещё один балет Петрова имел опять неожиданное хореографическое решение. «Невский проспект», состоит из двух самостоятельных спектаклей — «Эскизы» и «Портрет». Первый поставлен в Большом театре ещё в 1985 году и на кремлёвской сцене состоялось его второе рождение. Либретто «Портрета» по мотивам одноименной повести Гоголя написали А.Белинский и А.Летров, а музыкальной основой стали фрагменты из балетных сюит и инструментальных произведений Д.Шостаковича (авторы музыкальной композиции Е.Кожина и А.Летров). В буклете, выпущенном к премьере, об этом балете сказано: «Поэтические истоки спектакля — таинственные и мистические образы гоголевского мира... И суть каждого... - в соединении реальности, фантастики и гротеска. Стилистика Гоголя во многом определяет природу хореографических метафор, режиссёрские принципы, сценическое пространство».

Балет «Катя и принц Сиама» был создан во время гастролей труппы в Таиланде. Сюжет взят из истории. Принцы правящей династии Сиама учились в пажеском корпусе и служили при дворе Николая П. Один из них влюбился в русскую девушку Екатерину Десницкую, женился на ней, увёз её к себе на родину. Спектакль — двухактный, одно действие происходит в России, другое — в Сиаме. Отсюда и своеобразие его музыки, написанной П.Овсянниковым, и красочное, живописное сценическое решение, органично сочетающее русский классический танец с мотивами тайской хореографии, театральных действ, ритуалов, архитектурных орнаментов.

А.Петров очень бережно относился к балетному классическому наследию. Однако метод подхода Петрова к возрождению шедевров прошлого неоднозначен. Если «Лебединое озеро» восстановлено им на кремлёвской сцене почти полностью в версии Большого театра, вобравшей в себя постановочные решения А.Горского, Л.Иванова, М.Петипа, А.Мессерера, сам же доделал лишь два небольших эпизода, то о «Коппелии» этого сказать никак нельзя. Вместо комедийного балета Делиба зритель увидел исполненное гофманианской мистики полотно, где отчетливо проявились не только сюжетные линии первоисточника «Коппелии» — новеллы «Песочный человек» с её мрачными таинственными предчувствиями, трагическим финалом, но и загадочные мотивы «Крошки Цахеса, по прозванию Циннобер», «Золотого горшка»... В партитуру Делиба включены отрывки из произведений самого Гофмана, который в своё время обрёл известность и как композитор.

Следуя своему принципу — беречь классику — Петров стремился сохранить в своей постановке значительную философскую идею духовной свободы. Оставив в неприкосновенности бесценные находки Жюля Перро, Жана Коралли, Мариуса Петипа, он в целях уточнения и укрупнения драматургии балета переосмысливает и пересочиняет некоторые эпизоды, но делает это тактично, с чутким ощущением стиля произведения.

За выдающиеся заслуги в развитии искусства и культуры Андрей Петров награжден многими наградами, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, почетными грамтами Президента Российской Федерации, орденом «Святого Благоверного князя Даниила Московского», врученного Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, а также венгерской медалью «За заслуги в культуре» в год 100-летия Б.Бартока. Андрей Петров является членом жюри многих престижных балетных конкурсов. Он - председатель оргкомитета Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, председатель комиссии по хореографии Союза театральных деятелей России. О творчестве Андрея Петрова создан телевизионный документальный фильм «Хореограф Андрей Петров».


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments