Моисеев Игорь Александрович

Родился в Киеве 8 января 1906. По окончании Московского хореографического училища в 1924–1939 – артист балета Большого театра, исполнял видные партии в ряде балетов классического наследия, роль Иосифа в балете К.Я.Голейзовского Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко), а также ведущие роли в ряде поставленных им самим балетах. Основные постановки: Футболист (совместно с Л.А.Лащилиным, музыка В.А.Оранского, 1930), Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1932), Три толстяка (музыка Оранского, 1935). Позднее поставил в Большом театре балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1958). С конца 1930-х годов главным делом жизни Моисеева стал созданный им в 1937 Ансамбль народного танца СССР (с 1991 – Ансамбль народного танца), руководителем которого он является по сей день. Здесь Моисеев ставил сначала танцы народов СССР (нередко объединенные в циклы – Картинки прошлого, 1937; Колхозная улица, 1938; Жок, 1949 и др.), затем народные танцы других стран (По странам мира, ряд циклов, 1960–1989), а также отдельные спектакли, основанные на народном танце (Ночь на Лысой горе, музыка М.П.Мусоргского, 1984). Ансамбль Моисеева с 1940-х годов гастролирует по всему миру. По его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за рубежом.

Государственные награды Игоря Моисеева

1937 - орден "Знак Почета"
1940 - орден "Трудового Красного Знамени
1940 - звание Народный артист Бурятской ССР
1942 - лауреат Государственной премии I степени
1942 - звание Заслуженный артист РСФСР
1944 - звание Народный артист РСФСР
1947 - лауреат Государственной премии II степени
1950 - звание Народный артист Молдавской ССР
1952 - лауреат Государственной премии I степени
1953 - звание Народный артист СССР
1958 - орден Ленина
1966 - орден "Трудового Красного Знамени"
1967 - лауреат Ленинской Премии
1976 - звание герой Социалистического Труда
1976 - орден Ленина
1976 - звание Народный артист Киргизской ССР
1981 - орден "Октябрьской Революции"
1985 - орден Ленина
1985 - Член Колегии Большого Театра России
1996 - лауреатГосударственной премии России за 1995 год
1996 - Член призидиума Российской Академии искусств
1996 - Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени
1997 - присвоено звание "Профессор" Российской Академии театрального искусства
1998 - Российская независимая премия "Триумф"
1999 - Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени

Зарубежные награды Игоря Моисеева

1945 - Болгарский орден "Святого Александра с короной"
1945 - Румынский орден "Офицера культуры"
1946 - Польский орден "Полония Реститула"
1946 - Югославский орден "Братство и Единство"
1947 - Монгольский орден "Полярной Звезды"
1954 - Венгерский орден "Офицера культуры" I степени
1955 - Почетный член Народного собрания Франции и член Французской Академии музыки и танца
1956 - Ливанский орден "Золотой Кедр"
1960 - Венгерский орден "Офицера культуры" II степени
1961 - 1974
- Американская премия "Оскар" в области танца
- Доктор наук Международной Академии наук Сан-Марино
- Американская премия Журнала "Данс Магазин" в области танца
1976 - Монгольский орден Сухэ Батора
1980 - Чехословацкий орден "Белого Льва"
1989 - Венгерский орден "Офицера культуры"
1995 - награда за значительный вклад в развитие культурных отношений между США и Россией
1996 - награжден Командорским Крестом ордена Заслуги Республики Польши
1996 - Его Величеством Королем Испании Хуаном Карлосом удостоин звания
Командора ордена "За гражданские заслуги"
1997 - Командор Венгерского ордена
1999 - Украинский орден "За заслуги" III степени

Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, вы­разительность и пластичность формы, глубина и све­жесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю со­бытий и чувств, пережитых им. Меня часто спрашивают: "Чем привлекает вас народ­ный танец?" Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он с детской непосред­ственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. У народного танца нет служебного хореографа, он рожда­ется из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом. Классический танец обладает ключом проникновения в лирический мир исполнителя. Когда балерина поднимается на пальцы, она уходит в мир лирики, мечты, выражая то, что хранится в ее сердце. Поэтому я назвал бы классический танец танцем надземным, а народный та­нец танцем земным. Народный танец, будь это гопак, жок, вензеля, в высшей степени точен, ясен, у него кон­кретный адрес.

При этом любой из них является законченным произ­ведением, имеющим глубокое содержание и смысл. В большинстве своем, будучи краткими, немногословными, народные танцы раскрывают целые пласты народной жизни и разные исторические эпохи. Это не просто танец для развлечения, сиюминутного удовольствия, а вырази­тель определенных мыслей и чувств, обладающий поэзи­ей достоверности.

"Народный танец нуждается в тщательном изучении", говорит Игорь Моисеев. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря ко­торой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для твор­чества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе са­мого народного танца. Такой путь не мною придуман.

Мы, по существу, восприняли уроки великих художни­ков прошлого, таких, как Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, — они вернули народу его же образы, но в высокопрофессинальной интерпретации.

Классический танец был рожден для выражения идеи надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чувства, уносящие нас в мир мечты, фан­тазий, сказки. Балерина вставала на пуанты, и эта гени­альная условность объясняла зрителю, что героиня находится в ирреальном мире, в мире собственных пережива­ний. Эти идеи породили определенный язык.

Однако постепенно этот язык стал настолько привыч­ным, что из возвышенного превратился в будничный и утратил свой смысл. Балетмейстеры стали пользоваться его элементами в самых прозаических обстоятельствах. У Ростислава Захарова Золушка подметала пол, танцуя на пуантах. И, когда фея превращала ее в принцессу, балетный язык оставался тем же. Возникало противоречие между формой и содержанием. А если бы в первом акте Золушка убирала комнату в деревянных сабо и только после чудесного преображения вставала на пуанты, нам стало бы ясно, что она из мира реального перешла в мир сказочный.

В старину хореографы не пренебрегали возможностя­ми характерного танца. Например, героиня "Жизели" в первом акте танцевала в прозаической одежде, не вста­вая на пальцы, а во втором, когда она становилась виде­нием, пользовалась языком классического танца.

В классическом танце все движения строго отредакти­рованы неумолимой грамматикой танца, которая требует от исполнителя кристальной чистоты линий и допускает только аристократические движения. Поэтому богатство языка классического танца ограничено. Классический танец требует особого костюма: чистоту линий можно показать, только если нога полностью от­крыта. Балетные туфли не предполагают каблука — как у мужчин, так и у женщин; поэтому в классическом тан­це полностью отсутствуют каблучные движения. А они намного богаче и разнообразнее движений, входящих в строгую систему классики.

Я не хочу умалить значение классического танца. Ког­да классический танец выражает лирические чувства, мир фантазии и сказки, для чего он и был создан, все его ограничения оправданны, ибо отображение реального мира предоставлено танцу характерному.

Сочетание двух систем танца, взаимно дополняющих друг друга, давало балету возможность выразить поведе­ние героев в реальном и условном мире.

Великолепную возможность для постановки ярких но­меров предоставляет балетмейстеру третий акт "Лебеди­ного озера". В сцене смотрин, где принцу предлагают вы­брать себе невесту, по замыслу автора, претендентки из разных стран танцуют танцы своих народов. Раньше каждый танец исполнялся в своем национальном ключе и на своем национальном танцевальном языке. Теперь же все невесты встали на пальцы: мазурка, чардаш, та­рантелла... — на пальцах! Но на пальцах имеет право танцевать только одна девушка, в которую влюблен принц, потому что она воплощает его мечту. Другие де­вушки непохожи на нее и поэтому неинтересны принцу.

Пуанты использованы не к месту, и вся философская суть балета распадается. Вместо разнообразия красок двух танцевальных систем зрителю предлагается блеклая одноцветная условность.

Классический танец не выигрывает от того, что суще­ствует в замкнутой системе, изолированной от жизни, вне времени и вне пространства. Перед каждым искусст­вом всегда стоит проблема отображения своего времени, потому что искусство, не отображающее свое время, не переживет своего времени.

Народный танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется ее переменам. Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. До этого времени женская нога, одетая в мешок из материи, не имела притягательного вида и женщины прятали ноги под длинной юбкой. Костюм диктовал танцевальную пла­стику: в юбке до полу затруднительно делать какие-то динамичные движения. С появлением чулка женщине не надо было больше прятать свои ноги, напротив, всем сра­зу захотелось показать их в таком привлекательном виде миру. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы.

Бытовой танец тесно связан с костюмом. С появлением мужского сапога в танце появились движения отбив­ки ритма по голенищу; как только появились каблук или шпоры, танцоры незамедлительно отмечали ритм каблу­ком и звоном шпор. Широкая развевающаяся юбка позволяла играть ею в танце. Таких примеров можно приве­сти множество.

Если классический танец восклицает: "Как красива мечта!" — то народный танец говорит нам: "Да здравствует жизнь!" Классический танец требует внутренней приподнятости. Он патетичен и торжествен по природе и не терпит прозаизмов.

Народный танец сопутствует человеку там, где возни­кает в нем потребность. Он имеет четкую функциональ­ную задачу. Например, охотничьи танцы возникли у пер­вобытного человека как заклинание и моление об удач­ной охоте. Так же, как военные танцы, называвшиеся у греков пиррическими, были учебными танцами, которые воспитывали в молодых людях ловкость фехтовальных приемов и исполнялись на победных торжествах.

Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых ду­хов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выпоняла тарантелла. Сам танец получил свое название от тарантула. Яд от укуса этого паука можно было изгнать только вместе с потом. Потому-то знахари и предлагали своим больным кружиться в бешеной пля­ске. Древний Египет знал астральные танцы: жрецы вы­страивали танцующих соответственно расположению не­бесных тел, а сам танец отображал эволюции, которые проделывали звезды и планеты на небе.

ТАНЦЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ИГОРЕМ МОИСЕЕВЫМ.

ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА

Русские танцы

Полянка
Времена года. Сюита
1. Лето 2.Зимушка
Вензеля
Шестера. Уральский танец .Задиристые частушки.
Русский перепляс Метелица (Снегурка)

Белорусские танцы

Лявониха
Крыжачок
Полька "Янка"
Бульба
Полька "Мама"
Юрочка (Деревенский Дон Жуан)

Украинские танцы

Веснянки Сюита
1. Выход девушек (Девичья печаль)
2. Прощание
3. Гадание (Сцена с венками)
4. Большой танец
5. Каблучок
6. Выход парубков
7. Возвращение
8. Встреча и величание
9. Гопак

Молдавские танцы

Жок улмаре (большой жок). Сюита
1. Хора (Танец девушек)
2. Чиокирлия (Жаворонок)
3. Жок
Молдавеняска
Коаса (Косари)
Ла спалат (Прачка)
Сфределуш (сельскохозяйственный танец)
Молдаваночка
Хитрый Макану. Сюита
1. Танец парней
2. Танец девушек
3. Объяснение в любви
4. Общий выход
5. Сырба (очень быстрый танец)
Юла

Киргизские танцы

Юрта
Кыз кумай (Догони девушку) Танец киргизских девушек

Узбекские танцы

Пахта (Хлопок)
Танец с блюдом
Танец девушек
Уйгурский танец "Сафаили" (национальный погремушечный инструмент)

Таджикские танцы

Танец девушек
Мужской воинственный танец с кинжалом
Танец с дойрой (восточное название бубна)

Казахский танец

Кок-пар

Монгольские танцы

Монгольские наездники
Монгольская статуэтка
Танец монгольских борцов

Башкирский танец

"Семь красавиц"

Бурятская сюита

"ЦАМ"
1. Цаган-убгун (Седой старик)
2.Танец змей
3. Выход Смерти
4. Старик и ворон
5. Выход ацирей (воинствующих злых духов)
6. Истязание Цаган-убгуна
7. Битва Белого Батыря с ацирями
8. Выход джамцаранов (чертей, принимающих обличие святых)
9.Вакханалия
10. Финал. Гибель Цаган-убгуна

Танец казанских татар

Танец крымских татар

Черноморочка

Калмыцкий танец

1. Чичирдык (Парящий орел)
2. Ишкымдык (Два всадника)

Осетинский танец

Симп

Торгутский танец

Гуцульские танцы

Аркан (мужской пастушеский танец)
Танец девушки и двух парней

Грузинские танцы

Картули (Лекури)
Хоруми (аджарский танец)

Азербайджанские танцы

Чабаны (Танец карабахских пастухов)
Десмолы (женский танец)
Газахи (мужской танец)

Армяно-курдские танцы

Майнуки. Сюита
1. Керцы (мужской воинственный танец)
2. Крынги (женский трудовой танец)
3. Ваграми
4. Шейхана (женский свадебный танец)

Цыганский танец

Латвийские танцы

Сюита из трех танцев

Литовские танцы

Сюита из пяти танцев

Эстонские танцы

Эстонская полька через ножку
Хиу-вальс
Эстонская сюита из трех танцев

Польские танцы

Полонез
Трояк
Оберек
Краковяк
Мазурка
Полька-лабиринт

Венгерские танцы

Чардаш
Понтозоо ("Хлопушки"; танец точками с отбивкой по сапогам)
Прощание
Девичий танец с бутылками на голове
Танец со шпорами

Болгарские танцы

Сюита из пяти танцев

Румынские танцы

Бриул
Мушамауа (веселый массовый танец)
Оашский танец

Финский танец

Комическая полька

Немецкий танец

Немецкий вальс

Китайские танцы

Танец с барабанами
Танец с лентами
Сан ча коу (На перекрестке). Большая пантомима

Корейский танец

Якутский танец

Добрый охотник

Нанайские танцы

Нанайская народная игра "Фехтование на палках"
Борьба двух малышей (сценка)

Чувашский танец

Марийский танец

Вьетнамский танец

Танец с бамбуком

Чешский танец

Чешская полька

Словацкий танец

Греческие танцы

Сертаки (мужской танец) музыка М.Теодоракиса
Танец девушек
Общий хоровод
Мужской танец четверками
Общий финальный танец

Итальянский танец

Сицилианская тарантелла La karetta

Испанские танцы

Испанская баллада
Арагонская хота Музыка М.И.Глинки

Ирландский танец

Молодость

Югославские танцы

Сербиянка (сербский танец)
Кукунешти (сербский мужской танец)
Македонский женский танец
Дзюрдевка (черногорский воинственный танец)
Селянчица (сербский танец)

Танцы Латинской Америки

Аргентина

Маламба
Гаучо (Танец аргентинских пастухов)
Таверна (одноактная картина)
1. Танец официантов
2. Разговор гида с туристами
3. Танго трех пар
4. Танго четырех пар
5. Красотка и гангстер
6. Танго двух пар
7. Танго трех пар
8. Танго туристов
9. Сцена с бутылкой
10.Общий уход
11. Матросы и проститутка

Мексика

Мексиканская сюита
1. Общий выход
2. Танец двоих кавалеров
3. Танец девушек La paloma (Голубь)

Венесуэлла
Хоропа

Танцы США

Сквер-данс
Назад к обезьяне (пародия на рокк-н-ролл)

ЦИКЛ "КАРТИНКИ ПРОШЛОГО"

Подмосковная лирика
Городская фабричная кадриль
Трепак Музыка П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик"
Сюита из старинных русских танцев
1. Выход девушек
2. Хоровод
3. Коробочка. Лирический танец
4. Травушка (Восемь девок один я)
5. Мужской пляс
6. Общий финал
Два Первомая
1. Дореволюционная маевка а) Вальс курсисток и студентов б) Кадриль в) Пьяная пляска г) Варшавянка д) Хасбулат
2. Победный Первомай а) Соревнование б) Шуточный в) Матросов г) Хиу-вальс (эстонский) д) Молдаваночка е) Гопак-коло (по кругу) ж) С гармошкой з) Возвращение и) Милиция к) Встреча л) Физкультурный вальс м) Парад республик
По дворам 1. Слепой музыкант 2. Уличная певица 3. Бродячий цирк Ухажеры (Жанровая сценка городского быта) Полька-красотка с фигурами и комплиментами
Скоморошьи игрища
Еврейская сюита "Семейные радости"
I. Разговор двух евреев
2. Предпраздничная суета
3. Приход гостей
4. Выход семьи невесты
5. Выход семьи жениха
6. Помолвка
7. Величание жениха и невесты
8. Танец трех евреев
9. Второй танец трех евреев
10. Танец отца жениха и отца невесты
11. Танец двоих гостей
12. Танец еврейских девушек
13. Мужской танец с бутылками
14. "Хаве нагила" и финал

ЦИКЛ "СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ"

Колхозная улица
1. Тракторные частушки
2. Председатель колхоза и бухгалтер (Спор)
3. Подружки
4. "Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех..."
5. Ту-степ (пародия на приверженцев модных городских танцев)
6. Почтальонша
7.Дети
8. Старик
Русская красноармейская пляска
Призывники
1. Молдаванин
2.Лезгин
3. Украинец
4. Русский
5. Красноармейский пляс
Партизаны
Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов
Флотская сюита "День на корабле"
1. Аврал
2. Машинное отделение
3. Танец поваров
4. Танец моряков
5. Яблочко
Футбол (хореографическая сценка) музыка А.Цфасмана

ДОРОГА К ТАНЦУ

Класс-концерт

Станок
Середина
Проходки
Перепляс
Украинский танец
Гопак-коло
Полька

НА КАТКЕ

Музыка Иоганна Штрауса

Вальс конькобежцев
Девушка и юноша
Соревнования вертунов
Парад
Галоп и финал

НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

В двух картинах

Ярмарка музыка народная
1. Выход музыкантов и общий танец
2. Жмурки
3. Танец девушек
4. Выход парней и общий танец
5. Черевички
6. Танец цыгана
7. "Тропотянка" (Девичий танец)
8. Выход парней
9. Карусель
10. "Метелица" (украинский танец)
11. Танец пьяниц
12. Пацюк и черт
Ночь на Лысой горе музыка М.П.Мусоргского
1. Прилет ведьм
2. Выход чертей и ведьм
3. Выход Чернобога
4. Оргия
5. Выход Кащея
6. Черти и ведьмы
7. Вакханалия
8. Истязание Пацюка
9. Общий расход
10. Свидание на рассвете
11. Финальный гопак

ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ

музыка А.П.Бородина

Выход Хана
Танец пленниц
Танец мальчиков
Танец лучников
Выезд всадников
Общий танец
Танец пастухов
Воинственный танец
Финал

ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА "СПАРТАК"

Музыка А.И.Хачатуряна

Вакханалия
Выход гладиаторов
Андобаты (Бой в слепых шлемах)
Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)
Битва фракийцев и самнитов

ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР

Полька-лабиринт


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments