Image
Центр искуссств Элегия

Энциклопедия балета

Баланчин Джордж

Джордж Баланчин родился в Санкт-Петербурге, 23 января (10 января) 1904 года. Его отец, Мелитон Антонович Баланчивадзе, был грузинским композитором, народным артистом Грузии (1933г).

Настоящее имя – Георгий Баланчивадзе. В 1914-1921 годах обучался в театральном училище в Санкт-Петербурге, и еще во время обучения он начал создавать хореографические постановки, а также сочинять музыку, а после окончания будущего хореографа зачислили в кордебалет Петроградского театра оперы и балета.

Голейзовский Касьян Ярославович

Касьян Ярославович родился в Москве 22 февраля (5 марта) 1892 года. Мать будущего хореографа – артистка балета Большого театра, Елена Дмитриевна Голейзовская, отец – артист оперы, Ярослав Матвеевич Голейзовский, умер до рождения сына. Свое имя балетмейстер получил в честь Святого Касьяна, день которого празднуется 29 февраля.

Профессиональное обучение балету Касьян начал в Московском Хореографическом Училище, куда его привела мама. А затем был переведен в Петербург. Многие знаменитые танцовщики, у кого Касьян учился, а также вместе с кем обучался хореографии, формировали мировоззрение и эстетический вкус балетмейстера, а также его личность.

Григорович Юрий Николаевич

Родился 1 января 1927. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев), в том же году был принят в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (с 1946 по 1961). Выдвинулся как одаренный гротесковый танцовщик в партиях Половчанина ("Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и др. В 1947 выступил как балетмейстер, поставив в Ленинградском дворце культуры имени Горького балеты "Аистенок" Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Варламова. Осуществил постановку - "Сказ о каменном цветке" Прокофьева в Театре имени Кирова (1957, где позднее исполнял партию Северьяна), Большом театре (1959), Новосибирском (1959) и Таллинском (1961) театрах оперы и балета, за рубежом - в стокгольмском Королевском театре оперы (1962). В этих спектаклях Григорович впервые обратился к философской проблематике, утвердил балетный симфонизм, сквозную танцевальность, воплотил поэтические русские образы. В 1961 поставил в Театре имени Кирова и Новосибирском театре оперы и балета "Легенду о любви" Меликова по Назыму Хикмету. Обращение к пластическим лейтмотивам, полифония кордебалетного танца, образность танцевального языка позволили Григоровичу создать народно-философский спектакль с современной проблематикой, сложными характерами. С 1964 по 1995 – главный балетмейстер Большого театра. Ныне – художественный руководитель и главный балетмейстер Краснодарского театра оперы и балета.

Захаров Ростислав Владимирович

7 сентября (25 августа) 1907 года в городе Астрахань родился выдающийся русский балетмейстер, режиссер и педагог. Профессиональное образование Ростислав Владимирович получил в Ленинграде, в Ленинградском хореографическом училище, которое окончил в 1926 году. В последствии Ростислав Захаров работал артистом балета в Киеве (1926-1929 года). А продолжил свое обучение танцовщик в Ленинградском театральном техникуме. В 1932 году он стал выпускником режиссерского отделения. После чего был балетмейстером ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова (1934-1936 года).

Моисеев Игорь Александрович

Родился в Киеве 8 января 1906. По окончании Московского хореографического училища в 1924–1939 – артист балета Большого театра, исполнял видные партии в ряде балетов классического наследия, роль Иосифа в балете К.Я.Голейзовского Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко), а также ведущие роли в ряде поставленных им самим балетах. Основные постановки: Футболист (совместно с Л.А.Лащилиным, музыка В.А.Оранского, 1930), Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1932), Три толстяка (музыка Оранского, 1935). Позднее поставил в Большом театре балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1958). С конца 1930-х годов главным делом жизни Моисеева стал созданный им в 1937 Ансамбль народного танца СССР (с 1991 – Ансамбль народного танца), руководителем которого он является по сей день. Здесь Моисеев ставил сначала танцы народов СССР (нередко объединенные в циклы – Картинки прошлого, 1937; Колхозная улица, 1938; Жок, 1949 и др.), затем народные танцы других стран (По странам мира, ряд циклов, 1960–1989), а также отдельные спектакли, основанные на народном танце (Ночь на Лысой горе, музыка М.П.Мусоргского, 1984). Ансамбль Моисеева с 1940-х годов гастролирует по всему миру. По его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за рубежом.

Морис Бежар

Пройдя весь путь самостоятельно, от танцовщика, до постановщика и руководителя сложной хореографической структуры, Морис Бежар оставил след в развитии хореографического искусства, практически вывернув представление человека о балете.

Сын философа, Гастона Берже, впечатленный однажды постановкой С. Лифарь, он решил посвятить свою жизнь балету навсегда. И Морис начал обучение хореографии с 1941 года. Он сумел узнать секреты обучения нескольких хореографических школ, благодаря чему впоследствии стал обладателем уникального стиля. И, кроме того, возродил на сцене кордебалет, полностью состоящий из мужского танца. С 1945 года он совершенствовал свое мастерство у Л. Статса, Л.Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне.

Мясин Леонид Федорович

Леонид Мясин родился 27 июля (8 августа) 1895 г. в Москве, в семье музыкантов. В 1903 году поступил в Московское Театральное училище. В 1912 зачислен в кордебалет Большого театра (параллельно танцевал в Малом театре, имея большой успех). В январе 1914 года Мясин покидает Россию. По приглашению С.П.Дягилева он переезжает в Париж, где принимает участие в знаменитых «Русских сезонах».

Как исполнитель Мясин более тяготел к характерным и гротесковым партиям, таким, как, например, Фея Карабос, он с увлечением осваивал пластику танцев разных стран.

Нижинская Бронислава

Младшая сестра выдающегося танцовщика, один из реформаторов классического танца XX века, Бронислава Нижинская заслуживает не меньше внимания, чем ее легендарный брат Вацлав Нижинский. Русская балерина польского происхождения, родилась в Минске, 8 января 1891 года в творческой семье польских танцовщиков – Томаша Нижинского и Элеоноры Береды.

Свое профессиональное обучение искусству танца Бронислава начала в 1902 году, когда ее приняли в Императорское театральное училище в Петербурге. Ее преподавателем был выдающийся педагог, итальянец – Энрико Чекетти. По окончанию училища юную балерину зачислили в балетную труппу Мариинского театра. Но в 1909 году знаменитый русский импресарио, Сергей Павлович Дягилев пригласил ее вместе с братом в свои «Русские Сезоны» - гастроли русского балета во Франции. И брат с сестрой приняли его приглашение.

Петров Андрей Борисович

Народный артист России, профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», академик.

Андрей Петров принадлежит к известной московской балетной династии танцовщиков, педагогов, хореографов. Окончив в 1965 году Московское хореографическое училище (педагог Г.Евдокимов), будущий балетмейстер более двух десятилетий выступал на сцене Большого театра, в его репертуар входило около пятидесяти сольных партий. Среди них — Кот в сапогах и Каталабют в «Спящей красавице», Лоренцо («Ромео и Джульетта»), сеньор Помидор («Чиполлино»), Ганс («Жизель») и др. Его танцы отличались галантностью, темпераментностью. В 1977 году оканчивает балетмейстерский факультет ГИТИСа ( педагоги Р.В.Захаров, Е.Я.Чанга). Но самая хорошая школа для будущего балетмейстера работа с Ю.Г.Григоровичем. В труппе театра молодой артист выступал в его спектаклях, участвовал в проводимых им репетициях, смотрел, как работает мастер, от этого родилось в нём желание попробовать сочинять самому.

Фокин Михаил Михайлович

В созданном мною искусстве, в котором родилась школа русского современного балета, я искал технику и средства выражения, неповторимые для каждого спектакля. Чтобы понять мысль, которая лежит в основе старинного балета, надо прочитать или либретто, или статьи, где этот балет комментируют какие-либо специалисты.

Мне казалось, что тела танцовщиков должны говорить сами за себя, выражая содержание без помощи либретто. Со времени моих дебютов в балете я старался мою работу в области танца сделать понятной без предварительной подготовки как изысканному эстету, так и чувствующему красоту человеку из народа.

Контакты

Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"

Publish modules to the "offcanvas" position.