Павел Андреевич Гердт

Гердт Павел Андреевич

22 ноября 1844 года в семье немецкого мастера Гердта, давно проживавшего в России, родился мальчик, которого нарекли Павлом Андреевичем – в честь его именитого и титулованного крестного графа Шувалова.

После учебы у таких талантливых педагогов того времени как Мариус Петипа и Христиан Йогансон, в 20-летнем возрасте Павел заканчивает театральное училище в Петербурге и выходит на столичную театральную сцену.

Главным танцором столичных театров того времени был Лев Иванович Иванов и в начале своего творческого пути Павел Гердт был вынужден довольствоваться только второстепенными ролями, либо быть на подмене у Иванова. Однако, атлетичное телосложение, высокий рост и природная красота сыграли свою роль. С такими внешними данными и талантом Гердт очень скоро обратил на себя пристальное внимание публики и коллег, а танцевать с ним в паре хотели практически все балерины столичных театров.

Внимание Мариуса Петипа, обращенное на молодого танцора еще в училище, помогло Павлу получить основные роли в «Дон Кихоте» и «Эсмеральде» и уже совсем скоро его называют «первым» танцором.

Постепенно мастерство Гердта как мимического актера и исполнителя танцев настолько выросло, что его уже не устраивал подход Петипа, который старался разделять в своих спектаклях мимические и танцевальные роли. При таком принципе талантливый Гердт не мог полностью реализовать себя. Его все больше притягивают образы, позволяющие совместить и то, и другое. Одной из ярчайших подобных ролей в его исполнении стал Альберт в «Жизели».

Следующими жемчужинами в творчестве Гердта стали роли принца Дезире из «Спящей красавицы» и Зигфрида в «Лебедином озере». И хотя основное внимание в этих спектаклях сосредоточено на женских персонажах, а мужская партия являлась вспомогательной, но манера исполнения, которую привнес Гердт, никого не оставила равнодушным.

Павел Гердт

Далее последовало исполнение партии Абдеррахмана из «Раймонды», которое настолько впечатлило Сергея Дягилева, что в 1908 году Гердт был приглашен участвовать в «Русском сезоне».

Несмотря на уже очень солидный для балетного танцора возраст, в 1902 году творчество Гердта не ограничивается педагогической деятельностью. Являясь преподавателем Анны Павловой, он стал и ее партнером в спектаклях. Его исполнение «уральских плясок» из «Конька-Горбунка» где Гердт «летал по воздуху», просто поразило публику, а пресса с восторгом писала о нем как о «неувядающем» танцоре.

При всем своем таланте и опыте Павел Андреевич просто не мог не попробовать себя в роли балетмейстера. Плодами его деятельности на этом поприще стали балетные спектакли «Сильвия» в 1901 году и «Жавотта» в 1902 году.

Отдельно стоит рассмотреть творчество Гердта как педагога. Несмотря на то, что, казалось бы, у него не было четкой системы преподавания, но он всегда мог показать своим ученикам, как и что нужно выполнить.

Павел Гердт

У столь опытного преподавателя, при желании, можно было научиться очень многому. И учились… Учился Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Лидия Кякшт, Вера Петипа и многие-многие другие. Но любимицей прославленного танцора была Павлова. Именно ее Гердт учил никогда не подражать кому-либо, а непрестанно развивать свой собственный стиль.

Несмотря на творческое долголетие и, казалось бы, неиссякаемые силы, настал тот момент, когда Павел Андреевич вынужден был завершить свою карьеру. В последний раз он вышел на сцену в образе Гамаша в балете «Дон Кихот» в 1916 году.

30 июня 1917 года Павел Андреевич Гердт ушел из жизни. Человек-эпоха, Гердт присутствовал на балетной сцене более пятидесяти лет, воплотил сотни неповторимых образов и воспитал десятки учеников. Вклад этого выдающегося человека в балетное искусство сложно переоценить.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments