Плисецкая Майя Михайловна

Артистка и балетмейстер, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 Ноября 1925 г. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Жена Р. К. Щедрина. По окончании Московского хореографического училища (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) в 1943—1990 г.г. в Большом театре. Плисецкая — выдающаяся танцовщица 2-й половины ХХ в., вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием.

Став известной сразу же после окончания училища, Плисецкая начала с того, что создала свой стиль, а пришла к тому, что создала свой театр. «Плисецкий стиль» — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Наделённая живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, отдавая немалую дань всякого рода попутным увлечениям и преходящим экспериментам, Плисецкая упорно выстраивала свой уникальный артистический образ. Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945 г., на премьере «Золушки». Не очень заметную дивертисментную миниатюру "Осень", благодаря своему феноменальному прыжку, выразительной пластике и острому ощущению ритма, Плисецкая развернула в драматичную и притом чисто танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и даже легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным. Таким же контрастом по отношению к стилю "большого балета" 50— 60-х гг. выглядели почти все сценические создания Плисецкой, в том числе исполнение ею главной партии в академическом балете "Раймонда" и её выступления в праздничном "Дон Кихоте". Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен ("Кармен-сюита"), одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра. Возможность станцевать подлинную классическую трагедию ей предоставила балетная труппа француза Юрода Нанси ("Федра", балетмейстер С. Лифарь) и балетная труппа "Театро лирико насиональ" ("Мария Стюарт", балетмейстер X.Гранеро). Балетные инсценировки русской прозы и драматургии, осуществлённые Плисецкой в 70—80-х гг., открыли близость романа Л. Н. Толстого, пьесы и рассказа А. П. Чехова давней классической традиции. В русле этой традиции Плисецкая с 1942 танцует и миниатюру М.М.Фокина "Умирающий лебедь", ставшую эмблемой её неповторимого искусства.

Первая исполнительница партий в Большом театре: фея Осени ("Золушка", 1945, балетмейстер Р.В.Захаров), Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном цветке", 1954, балетмейстер Л. М. Лавровский), Сюимбике ("Шурале", 1955, балетмейстер Л. В. Якобсон), Лауренсия (1956, балетмейстер В. М. Чабукиани), Эгина (1958, балетмейстер И.А.Моисеев), Хозяйка Медной горы (1959, балетмейстер Ю.Н.Григорович), Фригия (1962, балетмейстер Якобсон), Жар-птица (1964, возобн. С. К. Власова и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину), Мехменэ Бану ("Легенда о любви", 1965, балетмейстер Григорович), Кармен (1967, балетмейстер А. Алонсо), Прелюдия на муз. И.-С. Баха (1968, балетмейстер Н. Д. Касаткина и В.Ю. Василёв).

Другие партии: Маша ("Щелкунчик"), Мирта ("Жизель"), Раймонда; мазурка ("Шопениана"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Персидка (опера "Хованщина" М. П. Мусоргского), Аврора; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Джульетта, Эгина (балетмейстер Ю.Григорович). Выступала в спектаклях зарубежных трупп: "Гибель Розы" (1973, балетмейстер Р.Пети, Марсельский балет); "Болеро" (1975), "Айседора" (1976, первая исполнительница), "Леда" (1979, все балетмейстер М.Бежар, "Балет XX века", Брюссель); "Федра" (1984, балетмейстер С. Лифарь, Балетная труппа театра г. Нанси; 1985, т-р "Одеон", Париж; 1985, Римская опера).

Постановки: "Анна Каренина" (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр, Плисецкая — Анна Каренина; 1974, Т-р им. Навои, Ташкент; 1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск); "Чайка" Р. К. Щедрина (1980, Большой театр, Плисецкая — Нина Заречная); «Дама с собачкой» Р.Щедрина (1985, Большой театр, Плисецкая — Анна Сергеевна). В 1983—84 художественный руководитель балетной труппы Римской Оперы, в 1988—90 — балетной труппы "Театро лирико насиональ" (Мадрид), где возобновила балет "Тщетная предосторожность" и выступила в спектаклях "Кармен-сюита" и "Мария Стюарт" на музыку Э. де Диего (балетмейстер X. Гранеро).

В театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на муз. Щедрина (по Ж. Жироду), где Плисецкая исполнила главную партию (1992, балетмейстер Дж. Качуляну).

Майя Плисецкая снималась в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильме-опере «Хованщина» (1959), в телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). В 1976 году А. В. Эфрос снял телевизионный фильм «Фантазия» по повести И. С. Тургенева «Вешние воды», в котором Плисецкая сыграла роль Полозовой. Также снималась в художественных кинофильмах «Анна Каренина» режиссера А. Г. Зархи (1968), «Чайковский» И. В. Таланкина (1970, в роли певицы Дезире), «Зодиак» И. Вайткуса (1985, в роли музы М. К. Чюрлениса). О ней сняты документальные кино- и телефильмы, в том числе «Майя Плисецкая» В. А. Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б. Д. Галантера (1987), «Майя» М. Сакагуши (2000, для японского телевидения), «Майя Плисецкая» Д. Делюша (2000, для французского телевидения), «Майя Плисецкая assoluta» Э. Капнист (2002, для французского телевидения).

Творчеству Плисецкой посвящены книга «Майя Плисецкая» Н. П. Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 году московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу балерины «Я, Майя Плисецкая…». Она выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.

Майе Михайловне Плисецкой присвоены звания Народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор) и Почетного легиона (1986), орденов «За заслуги перед Отечеством» III (1995) и II (2000) степени. В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высшую награду Испании - "Орден Изабеллы Католической". Российская балерина также удостоена звания "Почетного гражданина Испании". Среди ее многочисленных наград - Международная премия, ежегодно присуждаемая мэром Парижа самой элегантной женщине года - "Превосходная-1986", премия "Национальная гордость России" (2003), Большой крест Командора ордена "За заслуги перед Литвой" (2003) и другие.
Майя Плисецкая – доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993).

В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.
В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся I Международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.

"В театре известны целые «династии», подарившие искусству мно­жество талантливых актеров и актрис. К такой династии принад­лежит и Майя Плисецкая. Ее мать — в прошлом киноактриса Ра Мессерер, одна из теток — Елизавета Мессерер — характерная акт­риса драматического театра, другая— известная балерина и педа­гог Суламифь Мессерер, обладавшая виртуозной техникой, силой и жизнерадостностью танца. Один дядя —замечательный драматический актер Азарий Аза­рин, другой — знаменитый танцовщик и педагог Асаф Мессерер. Младший брат отца Плисецкой — Владимир Плисецкий - был воспи­танником балетного училища. Зрители знали его как одного из исполнителей и руководителей популярного танцевально-акробати­ческого номера «Трио Кастеллио». С первых дней войны Владимир Плисецкий ушел добровольцем на фронт, был разведчиком, погиб во время боевой операции в тылу врага. Посмертно ему было при­своено звание Героя Советского Союза.

Совершенно естественно, что девочка, родившаяся в театраль­ной семье, с детства мечтала об артистической судьбе.

Ее отдали в балетную школу, хотя в то время Плисецкая не от­личалась идеальными данными. Удлиненность всех пропорций, слишком «вытянутые» руки и ноги, угловатость подростка не пред­вещали грации будущей балерины, в «гадком утенке» еще не было ничего от будущего лебедя. Но опытный глаз педагогов разглядел главное — талант.

Плисецкая как-то спросила у своего педагога Елизаветы Пав­ловны Гердт — почему же меня все-таки взяли? И та ответила: «После того, как ты что-то станцевала, мы попросили тебя сделать реверанс, поклониться». И маленькая Майя поклонилась с таким достоинством, с такой гордой грацией, что вся строгая комиссия за­смеялась и единогласно решила ее принять, потому что так царст­венно поклониться могла только будущая настоящая балерина.

Фильм В. Дербенева «Балерина», посвященный творчеству Пли­сецкой, кончается интересной находкой: в традиционных балетных поклонах на экране возникает множество «Плисецких», появляются все ее героини — гордая Мехменэ Бану, задорная Китри, пламенная Зарема, нежная Одетта и коварная Одиллия, величавая Царь-деви­ца, царственная Аврора, мятежная Лауренсия... Одни проплывают невесомо и медленно, другие весело и кокетливо выбегают, третьи предстают неожиданно и отрешенно, как легкие прекрасные виде­ния. Они заполняют весь экран, склоняются в грациозных поклонах, воскрешая в памяти множество артистических преображений Плисецкой, ее триумфальные спектакли, на которых поклоны пре­вращались в нескончаемый и торжественный ритуал, в восторжен­ное чествование балерины. Этот волшебный хоровод воздушных и величавых обликов напоминает о празднике и подвиге, которым становится жизнь такой актрисы, как Плисецкая.

Но вернемся к началу.

В первом классе Майя училась у Е. И. Долинской. Потом она уехала на остров Шпицберген, где работали ее родители. Вернув­шись, она шесть лет, до седьмого класса, училась в классе Е. П. Гердт.

Елизавета Павловна Гердт, дочь знаменитого петербургского танцовщика и педагога Павла Андреевича Гердта, учителя Анны Павловой и Тамары Карсавиной, сама была воплощением стро­гого совершенства, чистоты академической традиции. Она всегда умела привить своим ученицам благородный и правильный стиль танца.

Есть певцы с природной постановкой голоса. Родиться с природ­ной «постановкой тела» для классического балета нельзя, но спо­собности Плисецкой к танцу необычайны. Ей всегда все давалось легко, почти все технические трудности преодолевались свободно и незаметно. «Она мгновенно все схватывала»,— говорит Е. П. Гердт.

Но все равно танец требует железной дисциплины. «Мой рабо­чий день складывается по-разному, хотя он всегда насыщен до от­каза, — рассказывает Плисецкая.— Единственно, что незыблемо— утренний тренировочный класс. Казалось бы, один час пятнадцать минут — совсем немного, но этот час стоит колоссального напряже­ния сил. Однажды меня спросили, сколько лет я училась танцу. Я ответила: сначала десять лет, а потом всю жизнь».

Окончила школу Плисецкая у М. М. Леонтьевой. «Она прекрас­но ставила спину, корпус»,— говорит Плисецкая.

Обучение в хореографическом училище издавна сочетается со сценической практикой в Большом театре. Одиннадцати лет Майя танцевала вариацию феи Крошек в балете «Спящая красавица», возобновленном А. М. Мессерером. Несмотря на то, что Плисецкая была тогда всего лишь ученицей третьего класса, ей удалось ощу­тить тонкие музыкальные оттенки маленького скерцо, написанного П. И. Чайковским для этой партии, и придать всем движениям ша­ловливый, игривый, лепкий характер.

В те годы Плисецкая любила живые, задорные, веселые роли и танцы, но несмотря на это, к концу пребывания в училище ей про­чили будущее лирической танцовщицы.

В школьном концерте шестых и седьмых классов четырнадцати­летняя Плисецкая вызвала к себе большой интерес, станцевав ведущую партию в Гран па из «Пахиты». Она поразила зрителей фе­номенально высоким, сильным прыжком. Кульминация прыжка, выражавшего дерзкую отвагу, радостный бунт и мятеж всех хрупких, юных линий, запечатлена на фотографии. Это был первый снимок танцующей Плисецкой.

Как писал критик, «прыжок покорял своей музыкальностью, возникало ощущение зримой музыки полета. Вместе с тем все в этом прыжке свидетельствовало о неумиротворенности, о ненасыт­ности даже. Точно ей было мало той высоты, на которую взметнул ее, распластав в шпагате, отчаянный и недетский порыв... Это менее всего беспечная игра в скакалочку, это отчаянный прыжок над бездной».

С самых первых шагов на сцене Плисецкая привлекала внима­ние редким соединением чистоты, красоты лирической линии с вла­стной экспрессией, мятежной динамикой танца. Это соединение и определяло ее особую, неповторимую индивидуальность.

Постепенно, год за годом, линии и пропорции юной танцовщицы становились более совершенными, руки обрели выразительность, а угловатость подростка превратилась в гордую порывистость силь­ной и страстной женщины.

Плисецкая никогда не танцевала в кордебалете, она сразу вы­шла на сцену Большого театра солисткой.

Ей очень повезло: некоторое время, уже будучи в Большом теат­ре, она занималась с А.Я.Вагановой, готовила с ней партию Маши в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик». Балерина до сих пор жа­леет, что ее занятия с Вагановой были кратковременны.

"Ваганова — царица балетной педагогики,— говорит Плисец­кая.— Я редко жалею о чем-нибудь, но всю жизнь буду жалеть, что училась у Вагановой так мало—всего три месяца. Ее уроки давали удивительное сочетание академической, идеальной «грамотности» и в то же время полной раскрепощенности, сознание своей власти над собственным телом. Не случайно все ученицы Вагановой так вла­деют классикой". А. Я. Ваганова предлагала молодой Плисецкой приехать в Ленинград, хотела сделать с ней партию Одетты—Одиллии. М. Т. Семенова, любимая ученица Вагановой, горячо уго­варивала Плисецкую: «Не сделаешь этого — всю жизнь будешь жа­леть».

«И я действительно всю жизнь жалею, что не смогла принять этого царственно-щедрого, великодушного предложения Вагано­вой»,— говорит Плисецкая.

Когда в Москве гастролирует последняя ученица Вагановой — Ирина Колпакова, Плисецкая приходит на ее репетиции, уроки, внимательно следит за работой, восхищаясь строгостью школы, чисто­той и правильностью ее танца.

Плисецкая совершенствовала также свое мастерство в классе Асафа Мессерера.

«Каждый день у него класс другой,— рассказывает Плисец­кая.— Система, конечно, одна, но тренируются разные группы мышц. Для каждой есть определенные па — движения и их комби­нации. Асаф Михайлович продумывает их накануне и, войдя утром в класс, уже знает, что он задаст сегодня. У него не просто набор движений, только что выдуманных, как бывает у многих педагогов, а сознательно, заранее обдуманная композиция. Класс, который ведет Мессерер, я считаю наиважнейшим, потому что он одновре­менно тренирует и сохраняет наши ноги. Класс этот поразительно логичен и, если наблюдать со стороны, очень красив даже с чисто хореографической точки зрения. И все построено так, что травмы исключены. Например, лично я, если что-нибудь поврежу на каком-нибудь спектакле, иду «лечиться» в класс».

Плисецкая говорит еще об одном своем «педагоге»: «Я училась на кино. Меня много снимал для хроники оператор Хавчин, потом я ходила смотреть. Все, что было плохо, я старалась исправить сама. Счастье мое было в том, что я смотрела на себя не влюбленными глазами, но с ужасом. Поэтому я в состоянии была что-то исправ­лять».

С самых юных лет Плисецкая танцевала успешно и много. Еще ученицей она была одним из шести лебедей во втором акте «Лебе­диного озера» и невестой в третьем; очень ярким было ее выступле­ние в па де труа из первого акта. Настоящая «лестница» вела ее к центральной партии этого балета, к партии Одетты — Одиллии; по­истине это была «лестница славы», ибо теперь ее Одетта — Одиллия прославлена на всех языках мира.

Точно так же, перед тем как выступить в центральной партии Авроры в балете «Спящая красавица», Плисецкая, как уже было упомянуто, еще подростком танцевала вариацию феи Крошек, а позднее партия феи Виолант и феи Сирени.

В «Дон-Кихоте» Минкуса Плисецкая тоже перетанцевала почти все женские партии — сначала одну из трех, потом четырех дриад в сцене «Сон Дон-Кихота», затем и повелительницу дриад, одну из подруг Китри, прыжковую вариацию четвертого акта. В этой вари­ации Плисецкая имела такой огромный успех, что после нее испол­нительницам партии Китри было трудно овладеть вниманием зри­телей. Плисецкая станцевала и партию Уличной танцовщицы в первом акте, причем замечательный дирижер и знаток балета Юрий Файер говорил, что лучшей Уличной танцовщицы он не знал. И здесь путь к партии Китри шел через исполнение почти всех женских партий, через постепенное постижение танцевальной стихии, всех красок этого хореографически «многоцветного» балета.

Плисецкая выступила в Мазурке из балета М.Фокина «Шопениана», станцевала фрески в старой редакции «Конька-Горбунка», одну из двух виллис во втором акте «Жизели», а затем повелитель­ницу виллис Мирту.

Танец Плисецкой с юности нес образный смысл вследствие ее удивительной способности к пластическому перевоплощению. Тан­цуя Морскую иглу в «Садко», она «обыгрывала» свои удлиненные линии, добивалась ощущения невероятной «вытянутости», обострен­ности, а танец с колокольчиками из «Бахчисарайского фонтана» строила на быстрых, трепетных вздрагиваниях, то отрывистых, то мелодических и переливчатых.

Плисецкая танцевала небольшую партию Осени в балете «Зо­лушка». Осень — «унылая пора, очей очарованье». Но в Осени Плисецкой не было грустного очарования, не было и тени «уныния», это было последнее и поэтому лихорадочное упоение, опьяненность жизнью, солнцем, пронзительная, буйная яркость красок.

Мне кажется, что в первые годы пребывания на сцене Плисецкая стремилась обнаружить, развить и использовать свои уникальные природные данные (прыжок, шаг, верчения) — пользуясь ее же выражением, «вытащить» из них все возможное.

Ее танец становился все более и более техничным, эффектным. Она поражала широкой палитрой хореографических красок, способностью вызвать в вооб­ражении зрителей контрастные, даже диаметрально противополож­ные образы и ощущения. Она перетанцевала почти все партии классического репертуара и участвовала в спектаклях, самый замы­сел которых был новаторским, а иногда и дерзко эксперименталь­ным. Конечно, огромную роль в художественном становлении Пли­сецкой сыграли ее выступления в классических балетах. «На клас­сике мы учимся, она обязательно будет и должна существовать, на ее основе и только на ее основе можно танцевать, что угодно»,— сказала как-то актриса. Многие пластические эксперименты Пли­сецкой удались именно потому, что она в совершенстве овладела этой классической «основой».

Выступление в партии Раймонды сразу же выдвинуло Плисец­кую в ряды ведущих балерин Большого театра.

Плисецкая как нельзя лучше передала в своем танце симфони­ческую широту богато инструментованной музыки А. К. Глазунова, ее «декоративность» и блеск. Танцевальную часть роли Плисецкая проходила с Е. П. Гердт, которая в свое время была замечательной, едва ли не лучшей, по мнению Глазунова, Раймондой".

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. М. ПЛИСЕЦКОЙ (по 1967 г.)

1925, 20 ноября. Родилась в Москве.
1934 Поступила в Хореографическое училище Большого театра.
1943 Окончила Хореографическое училище.
1943, 1 апреля. Принята в Большой театр Союза ССР.
1942 «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса.

1943 Па-де-труа. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. 24 октября.
Мазурка. «Шопениана». 16 ноября.

1944 Маша. «Щелкунчик» П. И. Чайковского. 6 апреля.
Фея Сирени. «Спящая красавица» П. И. Чайковского. 29 сентября.
Повелительница дриад. «Дон-Кихот» Л. Минкуса. 18 октября.
Фея Виолант. «Спящая красавица» П. Й. Чайковского. 1 ноября.
Мирта. «Жизель» А. Адана. 28 декабря.

1945 Раймонда. «Раймонда» А. К. Глазунова. 13 октября.
Фея Осени. «Золушка» С. С. Прокофьева. 21 ноября.

1947 Одетта — Одиллия. «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. 27 апреля.
Выступление на Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. Июль—август.

1948 3 а р е м а. «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. 9 марта.
Волшебная дева. «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. 8 сентября.

1949 Уличная танцовщица. «Дон-Кихот» Л. Минкуса. 17 февраля.
Концерт в постановке К. Я. Голейзовского. 20 июня.
Царь-девица. «Конек-Горбунок» Ц. Пуни. 16 октября.
Участие во Втором Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште. Август—сентябрь.
Фильм «Юность мира» («Умирающий лебедь» К. Сен-Санса).

1950 К и т р и. «Дон-Кихот» Л. Минкуса. 10 марта.
Персидка. «Хованщина» М. П. Мусоргского. 13 апреля.
Вакханка. «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно. 9 ноября.

1951 Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
Участие в Третьем Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Август.
Участие в месячнике советско-германской дружбы в ГДР. Ноябрь.
Фильм «Большой концерт» (Одетта — «Лебединое озеро»).

1952 Гастроли в Польше с группой артистов балета Большого театра во время месячника советско-польской дружбы. Июль.
Аврора. «Спящая красавица» П. И. Чайковского. 3 октября.

1954 Гастроли в Индии. Январь—март.
Хозяйка Медной горы. «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева (балетмейстер Л. М. Лавровский). 12 февраля.
Участие в Декаде русского искусства в Киеве (в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией).
Выступление в «Лебедином озере» и «Бахчисарайском фонтане». Май.
Фильм «Мастера русского балета» (Зарема — «Бахчисарайский фонтан»).

1955 Сюимбике. «Шурале» Ф. 3. Яруллина. 30 января.

1956 Лауренсия. «Лауренсия» А. А. Крейна. 19 февраля.
Гастроли в Будапеште во время месячника советско-венгерской дружбы. Март.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 марта присвоено звание Народной артистки РСФСР.

1957 Фильм «Лебединое озеро» (Одетта — Одиллия).

1958 Э г и н а. «Спартак» А. И. Хачатуряна (балетмейстер И. А. Моисеев). 11 марта.
Гастроли в Чехословакии. Июнь.

1959 Хозяйка Медной горы. «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (балетмейстер Ю. Н. Григорович). 7 марта.
Гастроли в США и Канаде. Апрель—сентябрь.
Гастроли в Китайской Народной Республике. Октябрь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября присвоено звание Народной артистки СССР.
Фильм «Хованщина» (Персидка).
Телевизионный фильм «Танцует Майя Плисецкая».
Гастроли в Хельсинки (Финляндия). Май.
Царь-девица. «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина. 18 сентября.
Гастроли в Польской Народной Республике. Сентябрь—октябрь.

1961 Фильм «Путь в большой балет» (Царь-девица — «Конек-Горбунок»).
Гастроли в Объединенной Арабской Республике. Февраль.
Гастроли в Париже. Сентябрь—октябрь.
Джульетта. «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. 27 декабря.

1962 Фригия. «Спартак» А. И. Хачатуряна (балетмейстер Л. В. Якобсон). 4 апреля.
Фильм «Конек-Горбунок» (Царь-девица).
Гастроли в США и Канаде. Сентябрь—декабрь.

1963 Гастроли в Финляндии. Май.
Гастроли в Англии. Июль.
Аврора. «Спящая красавица» П. И. Чайковского (балетмейстер Ю. Н. Григорович). 7 декабря.

1964 Гастроли в Париже. Январь.
Гастроли в Югославии. Март.
Гастроли в «Ла Скала» (Милан). Апрель.
Присуждена Ленинская премия 1964 года за наиболее выдающиеся достижения в области литературы и искусства — «за исполнение ролей в балетах советского и классического репертуара на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР». 21 апреля.
Жар-птица. «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (хореография М. М. Фокина). 30 июня.

1965 Документальный фильм «Майя Плисецкая».
Мехменэ Бану. «Легенда о любви» А. Д. Меликова. 15 апреля.
Гастроли в Венгрии, Югославии, Австрии. Май—июнь.
Гастроли на Кубе. Ноябрь.

1966 Гастроли в США. Апрель—июль.

1967 Кармен. «Кармен-сюита» Ж. Бизе—Р. Щедрина. 20 апреля.
Гастроли в Чехословакии, ФРГ и Мексике. Май.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября награждена орденом Ленина.


Поделитесь новостью с друзьями:


Система комментирования SigComments