Image
Центр искуссств Элегия

Энциклопедия балета

Алонсо Алисия

Выдающаяся кубинская балерина родилась в Гаване 21 декабря 1920 года. С хореографией она связала жизнь с девяти лет, обучаясь у русского преподавателя, бывшей артистки Большого театра, Софии Федоровой.

В 15 лет Алисия вышла замуж за кубинского танцора, Фернандо Алонсо. И вместе они отправились в Америку, намереваясь продолжать обучение хореографическому искусству. На тот момент ей было 17 лет и, начав карьеру балерины, она при этом продолжала обучение, и танцевала на сценах кабаре и Бродвея два года, прежде, чем была зачислена в АБТ (Американский Балетный Театр). В этой труппе Алисия Алонсо приобрела мировую известность. Она танцевала с мировыми балетными звездами, такими как, Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Бронислава Нижинская… Американскому Балетному Театру Алисия отдала 16 лет, работая солисткой балета.

Бессмертнова Наталия Игоревна

Удлиненные линии Бессмертновой, ее фигура, руки, бледное лицо с огромными темными глазами, каждая ее поза могут служить олицетворением хрупкости и воздушности. Иногда она кажется ир­реальной, не женщиной, не девушкой, а самим духом романтиче­ского балета, фантастическим существом, словно самой природой созданным по всем «меркам» и образцам ундин, сильфид и вил­лис. Ее можно показывать вместо всех гравюр на лекциях по истории романтического балета XIX века, никакой художник не мог бы создать более совершенной и утонченной стилизации, бо­лее изысканной фантазии на темы белотюниковых балетов. Осо­бенно поразительны руки Бессмертновой, ее узкие, длинные, не­правдоподобно «длящиеся» кисти. Стоит ей протянуть, устремить вперед руку — и ее прыжок, арабеск бесконечно продолжается, продлевается этой удивительной кистью. Ее длинные пальцы до­вершают рисунок каждой позы.

Васильев Владимир Викторович

В творчестве Владимира Васильева ярко и сильно утверждаются лучшие черты современного актера хореографического театра, со­временного исполнительского стиля. В чем они заключаются? В блестящем владении техникой, законами классического танца и вместе с тем в смелом преодолении привычного канона, традици­онного образа классического танцовщика, кавалера.

Виртуозность танца соединяется у Васильева с абсолютно сво­бодным и радостным самораскрытием, с человеческой «откровен­ностью» в творчестве. Ревностно следя за правильностью классиче­ской формы, он в то же время не подчиняется условностям балет­ного спектакля, не прячется за ними и, танцуя даже традиционные партии, всегда находит возможность сказать в них свое и по-своему.

Вечеслова Татьяна Михайловна

Заслуженная артистка РСФСР (1939), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), лауреат Государственной премии СССР (1946), педагог. Дочь Е.П. Снетковой.По окончании Лениградского хореографического училища (педагог А.Я. Ваганова) в 1928 дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета в партии Гюльнары ("Корсар"). Первая исполнительница партий: Флорина ("Утраченные иллюзии", 1936, балетмейстер Р.В. Захаров), Маниже ("Сердце гор", 1938, балетмейстер В.М. Чабукиани, первое исполнение в Ленинграде), Паскуале ("Лауренсия", 1939, балетм. тот же), Татьяна ("Татьяна", 1947, балетмейстер В.П. Бурмейстер). Исполнила партии: драматические - Эсмеральда (1935, балетмейстер Ваганова, первое исполнение), Зарема, Тао Хоа (1949, балетмейстер Захаров, первое исполнение); комедийные - Кривляка ("Золушка", 1946, балетмейстер К.М. Сергеев, первое исполнение; Гос. пр. СССР, 1947), Лиза; Нунэ ("Гаянэ", 1942, балетмейстер Н.А. Анисимова, первое исполнение); лирические - Жизель, Аврора, Одетта - Одиллия, Золушка; бравурно-виртуозные - Китри. Создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танцевальной формы, артистическим дарованием. В 1933-34 выезжала на гастроли в США.

Окончила сценическую деятельность в 1953. В 1952-54 - художественный руководитель, в 1969 - 70 педагог Ленинградского хореографического училища, в 1955-69, 1970-71 педагог-репетитор Театра им. Кирова. Автор книг и статей о балете.

Карсавина Тамара Платоновна

(1885-1978) - артистка балета, эмигрантка. Окончила Петербургское театральное училище (1902). Солистка Мариинского театра (1902-1918), первая исполнительница партий в постановках М.М. Фокина ("Шопениана", "Египетские ночи" и др.). В 1918 - 1929 гг. выступала в Русских сезонах и в труппе Русский балет С.П. Дягилева. В эмиграции с 1918 г., жила в Лондоне. В 1929 - 1931 гг. выступала в труппе "Балле Рамбер". Работала в качестве балетмейстера, возобновив балеты М.М. Фокина для "Сэдлерс Уэллс балле" (1943) и "Вестерн тиэтр балле" (1961). В 1930 - 1955 гг. вице-президент Королевской академии танца в Лондоне. Автор мемуаров. Умерла в Биконсфилд около Лондона.

Лавровский Михаил Леонидович

Михаил Лавровский с самых первых своих шагов на сцене захва­тил зрителей юношеской пылкостью, горячностью. Он танцевал самозабвенно, словно в каком-то восторженном упоении, в радост­ном возбуждении, в счастливой приподнятости всех своих чувств и ощущений.

Это была, пользуясь словами Пушкина, «бешеная младость». Волевая целеустремленность танца соединялась у юного танцов­щика с чисто мальчишеским азартом, с простодушной жаждой хо­реографических «рекордов». Часто, проделав множество стреми­тельных прыжков и бурных вращений, он, уходя со сцены, уже скрытый кулисой, зачем-то делал последний, самый высокий пры­жок. Зачем, ведь его никто не видит? А просто так, от избытка сил, от неуемной энергии.

Ледовская Наталья Викторовна

Родилась в 1968-ом году во Владикавказе (г. Орджоникидзе). Детство провела в Якутске. Её фамилия, как нельзя кстати, подходит к суровому краю, в котором ей впервые довелось познакомиться с искусством танца. В возрасте трёх лет мать отдала её в местный детский клуб. Чуткое родительское сердце увидело стремление ребёнка к самовыражению и вовремя поддержало его. Маленькая Наташа налету схватывала новые движения и комбинации, получая невыразимое удовольствие от их выполнения. Ей даже довелось попробовать себя в искусстве вокала, там же в Якутске она репетировала с местным оркестром. Но власть Терпсихоры оказалась сильнее, и уже в 1978 году она поступила в Московское академическое хореографическое училище. За год до поступления комиссия выдала вердикт "Девочка совершенно непригодна для балета", а уже через год она училась в «заветном» МАХУ.

Лиепа Марис Эдуардович

Марис Лиепа — воспитанник двух хореографических школ — риж­ской и московской. Он учился в Риге у талантливого педагога В. Блинова, в Москве закончил класс опытнейшего мастера Н. И. Тарасова. Надо сказать, что первый педагог Лиепы, Вален­тин Блинов (в свое время тоже учившийся у Тарасова), сам был интересным характерным танцовщиком. Как мы увидим, это впо­следствии сказалось в явном тяготении Лиепы к поискам четкой характерности своих партий.

Репертуар выпускного концерта сложился для Лиепы достаточ­но своеобразно: наряду с «актом теней» из «Баядерки», па-де-де из «Дон-Кихота» он танцевал венгерский танец в постановке М. Камалетдинова, болгарский народный танец.

Максимова Екатерина Сергеевна

Творческая жизнь Екатерины Максимовой началась очень счастли­во. Самые первые ее выступления вызвали симпатию и одобрение зрителей. Она обладает тем, что издавна называли счастливыми сценическими данными: у нее прелестное полудетское лицо, точеная фигура, легкие, стройные ноги. Она из тех балерин, которых балет­ные критики в старину сравнивали с севрскими фарфоровыми ста­туэтками, умиляясь грациозной округлостью их движений, розовым обаянием их юности. Ее внешность, танец покоряли очаровательной миловидностью. Почти ребяческие резвость, кокетство, впечатление девичьей беспечальности, мягкости, в которой детская ласковость соединялась с очарованием расцветающей женственности... Иногда черточки капризности, своенравия, простодушной надменности ба­лованной и счастливой девочки. Недаром зарубежные критики лю­бовно называли ее «беби Большого театра».

Нижинский Вацлав Фомич

Нижинский Вацлав Фомич (1889–1950), выдающийся русский танцовщик и хореограф. Родился в Киеве 12 марта 1889. В 1900 поступил в Петербургское театральное училище, где успешно занимался под руководством Н.Г.Легата, М.К. Обухова и Э.Чекетти. В 18-летнем возрасте исполнял главные роли в Мариинском театре.

В 1908 Нижинский познакомился с С.П.Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика для участия в «Русском балетном сезоне» 1909. Парижская публика с энтузиазмом приветствовала блестящего танцора с его экзотической внешностью и поразительной техникой. Талант Нижинского проявился в таких спектаклях М.М.Фокина, как «Павильон Армиды» (музыка Н.Н.Черепнина), «Клеопатра» (на музыку А.С.Аренского и других русских композиторов) и дивертисмент «Пир»; огромным успехом пользовалось в его исполнении па де де из «Спящей красавицы» Чайковского; в 1910 он блистал в «Жизели», балетах Фокина «Карнавал» и «Шахерезада».

Контакты

Создание сайта: Web-cтудия "ComBF"

Publish modules to the "offcanvas" position.