энциклопедия балета критика Новости культуры Интервью Галерея

 

 



Главная > Вертикальное Меню > Балетные конкурсы > Агон > Репортаж с конкурса Агон_2007



Репортаж с Открытого конкурса хореографов "Агон", прошедшего в 2007 году
Автор – Ната Савченко (специально для Арт-проекта RuFil)        


 

фотографии с конкурса
фото Алексея Кривцова, www.alexkrivtsov.com






Один в поле не воин.

Форсайт и Киллиан уже, кажется, изложили свои хореографические манифесты и движутся в заданном им самими направлении. Кто выдвинет идеи XXI века? Пока в остальном мире идет поиск, обмен опытом, открываются мастерские при театрах и колледжах, мы часто довольствуемся идеями не первой свежести.

Не в нашу пользу и то, что открывать хореографические таланты каждый хочет в одиночку, видимо, из нежелания делить славу.

Алексей Ратманский в Большом успешно проводит «Мастерские хореографии».Зрителю попасть на них не так просто, но для хореографов есть определенный шанс, что удачные работы будут включены в репертуар Большого театра. В пользу этой идеи говорит и то, что исполняют новую хореографию танцовщики БТ, профессионалы, которым самый «навороченный» текст по плечу.

Для кордебалетной молодежи это хороший способ засветиться, обратить на себя внимание руководства, например, новая «звездочка» БТ Наташа Осипова была замечена Ратманским как раз на «мастерских».

Борис Эйфман тоже строит большие планы. Дворец Танца, который должен появиться на набережной Европы в Петербурге, будет не только постоянным местом жительства эйфмановцев, но и домом для школы хореографов. Борис Яковлевич уже сейчас ведет работу по выявлению новых талантов у себя в труппе. У него всегда есть место эксперименту.

И, наконец, есть кафедра хореографии при петербургской консерватории, чуть ли не единственное учебное заведение в Петербурге, призванное готовить квалифицированные кадры. Когда-то все начиналось с Федора Лопухова, создавшего и возглавившего в 1962 г. отделение хореографии. С тех пор кафедра осталась связана с такими громкими в балетном мире именами, как Петр Гусев, Леонид Якобсон, Юрий Григорович.

Очевидно, что хореографом надо родиться, и этому не удастся научить. Но задача консерватории не в этом. Цель тут как раз дать всестороннее образование в области музыки, истории, литературы, которое будет базой для новой творческой мысли.

Открытый конкурс хореографов «Агон» может объединить усилия многих творческих людей, повысить престиж профессии хореографа, открыть новые имена и дать им путевку в жизнь.

Перед конкусом сейчас стоят много проблем, это и недостаток финансирования, узкая география участников (в основном петербуржцы), недостаточное владение техникой исполнителей. Еще одну проблему я вижу в дальнейшей самореализации.

Получив дипломы и награды, где могут работать молодые хореографы?

Театры неохотно берут в репертуар современный российский хореографический продукт. Можно привести для примера Мариинку, в репертуаре которой есть постановки Кирилла Симонова («В Сторону лебедя», «Come in!» , «Щелкунчик» (сцен. Шемякина) Никиты Дмитриевского (« Мещанин во дворянстве»). Но тут бренд театра настолько зарекомендовал себя, что зрители идут не столько на хореографа, сколько «на Мариинку», «на имена», в то время как для менее известных театров привлечение новых хореографов может быть сопряжено с риском провала.

Другая тенденция, которую я бы назвала положительной, - это включение в репертуар балетных театров произведения современных хореографов с мировым именем (недавние премьеры в Большом - «Милосердные» Кристофера Уилдона, специально сочиненный для БТ, «В комнате наверху» американки Твайлы Тарп, «Чайку» Джона Ноймайера для труппы Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И Немировича-Данченко). Широкий репертуар, основанный на разных стилях, открывает новые возможности для собственных идей. Н.Н.Боярчиков, на мой взгляд, выдвинул очень правильную мысль: мы не ждем от хореографов чего-то совершенно «нового», но они могут добавить свое. Получить опыт и формировать свой стиль, а это уже работа на многие годы.

Второй открытый конкурс хореографов «Агон» завершен, торжественно прошла церемония награждения. Можно подвести итоги. Из направлений танца лидировал модерн. В финал добралась только одна неоклассическая «Прелюдия» на муз. Шопена.

Музыкальный материал всех финалистов - классическая музыка от романтического Шопена, традиционного для балета Чайковского до сложного для восприятия Мессиана.

В нескольких работах видна перекличка с Леонидом Якобсоном: «Русский танец» в исполнении Александра Любашина напомнил «Бабу Ягу», «Футбольная история» Марии Большаковой била по тем же воротам, что и якобсоновский «Клоп». В «Вальсе снежинок» победителя 2-ого «Агона» Алисы Панченко кружилась отвязная троица в белоснежных маскировочных костюмах парашютистов, пела и «Елочку», и швырялась воображаемыми снежками. Получилась неплохая «шутка», но не более. В целом никаких откровений и прорывов. Так что можно можно сказать, что программу выполнили. Есть надежда, что на следующем конкурсе, который состоится через 2 года и будет посвящен Леониду Якобсонону, мы все-таки увидим что-то действительно новое







 

АфишаМарт - 2019
<< >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
 

НОВОСТИ

Архив новостей

подписка на новости


15.05.2010
Выставка открывается к Международному дню танца и посвящена году Франции в России.
На выставке представлены живописные полотна, выполненные на тему балета. Все работы, написанные с натуры, являются эскизами к жанровым композициям.


10.03.2010
К 50-летию со дня рождения и 32-летию творческой деятельности замечательного классического танцовщика, народного артиста Бурятии Вячеслава Васильева.


27.01.2010
Ко дню рождения легенды бурятского балета


02.06.2009


29.04.2009
5 июня 2009 года центр танца "ГРАНДБАЛЕТ" проводит благотворительный концерт "Еще на бис!", который направлен на привлечение внимания общественности к сложному положению ветеранов Большого театра. Эти артисты, которые в свое время прославили Большой театр


30.03.2009
На сцене Государственного Кремлевского Дворца состоялась премьера балета «Снегурочка», представленная труппой театра «Кремлевский балет».


11.03.2009


11.03.2009
25 и 26 марта 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце состоится премьера спектакля «Снегурочка»




13/10/2008


10.10.2008
8 октября спектаклем «Пиковая дама» под управлением Валерия Гергиева
завершились гастроли Мариинского театра в Берлине, приуроченные к
225-летию театра


02.09.2008
Со 2 по 19 октября в США (Чикаго, Коста Меса, Беркли) пройдут гастроли балета Мариинского театра, приуроченные к 225-летию театра, которое отмечается в 2008 году.